Конкурс сочинений "Без срока давности"

ПОЛОЖЕНИЕ

регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений среди обучающихся образовательных организаций «Без срока давности», приуроченном к проведению в Российской Федерации в 2020 году Года памяти и славы

 

І. Общие положения

 

Настоящее Положение определяет порядок организации проведения регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности», приуроченного к проведению в Российской Федерации в 2020 году Года памяти и славы (далее – Конкурс), порядок участия в Конкурсе и определения победителей Конкурса.

В Конкурсе могут принять участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - участника Конкурса).

Участие в Конкурсе добровольное.

Рабочим языком Конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.

Задачи Конкурса:

- формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданской ответственности;

- развития у учащихся интереса к изучению истории Отечества, малой родины;

- приобщение учащихся к героическому прошлому своей страны;

- раскрытие и реализация творческого и интеллектуального потенциала ребенка;

- формирование объективной оценки значения событий и итогов Великой Отечественной войны;

- воспитание у школьников чувства глубокого уважения к старшему поколения, ветеранам Великой Отечественной войны.

 

ІІ. Тематика Конкурса и жанры конкурсных сочинений

 

Тема Конкурса – «Без срока давности». В конкурсных сочинениях участника Конкурса рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечиванием памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее - ВОВ):

- отражение ВОВ в истории субъекта, города или населенного пункта Российской Федерации;

- история создания музея ВОВ или мемориала;

- ВОВ в истории семьи участника Конкурса;

- биография участников боевых действий ВОВ или работников тыла в годы ВОВ;

- творчество писателей-фронтовиков ВОВ и поэтов фронтовиков ВОВ;

- музыкальные произведения, книги, документальные и художественные фильмы, созданные в годы ВОВ или посвященные ВОВ;

- деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечиванию памяти о ВОВ.

Тему конкурсного сочинения участник Конкурса формулирует самостоятельно.

Конкурсное сочинение представляется участником  Конкурса в прозе в жанре рассказа, письма, заочной экскурсии, очерка, репортажа. Поэтические тексты конкурсных сочинений не рассматриваются.

Выбор жанра конкурсного сочинения участник Конкурса осуществляет самостоятельно.

 

ІІІ. Сроки и организация проведения Конкурса

 

Сроки проведения Конкурса: конкурсные работы принимаются на бумажном носителе до 24 января 2020 года.

Конкурсные работы по электронной почте не принимаются!

Работы, присланные на Конкурс, должны сопровождать следующие документы:

- заявка на участие (Приложение 1). Все поля в заявке обязательны для заполнения.

Сочинение без Заявки на конкурс не принимается! Заявку можно заполнять на компьютере или от руки печатными буквами. Заполняя Заявку, правильно указывайте свой домашний адрес, телефон и адрес электронной почты (своей или родителей), а также контактные данные своей школы.  На Заявке должна быть роспись директора или заместителя директора школы и печать;

- согласие родителей (законных представителей) участника Конкурса на обработку персональных данных, фото – и видеосъемку несовершеннолетнего, использование фото-, видеоматериала, конкурсного сочинения в некоммерческих целях (Приложение 2).

 

ІV. Требования к конкурсным сочинениям

 

Все конкурсные сочинения выполняются обучающимися в письменном виде на бланке Конкурса. Образец оформления конкурсного сочинения и бланк Конкурса (Приложение3).

К сочинению на бумажном носителе прилагается копия, набранная на компьютере и сохраненная в формате Word (doc или docx). При отсутствии одного из указанных вариантов представления конкурсное сочинение на федеральный этап Конкурса не принимается.

Каждый участник Конкурса имеет право представить на Конкурс одно конкурсное сочинение.

Участники Конкурса выполняют конкурсное сочинение самостоятельно.

Каждый участник конкурса самостоятельно выбирает тематическое направление, формулирует тему сочинения и определяет его жанр.

Перед формулировкой темы и выбором жанра сочинения рекомендуем вам познакомиться со всеми тематическими направлениями и определить, какое из них вам наиболее интересно

(раздел «Тематические направления ВКС»;  https://edu.gov.ru/press/2001/startuet-vserossiyskiy-konkurs-sochineniy-sredi-shkolnikov-bez-sroka-davnosti-priurochennyy-k-75-letiyu-pobedy/ ).

При выборе тематического направления и планировании содержания будущего сочинения тщательно проанализируйте формулировку тематического направления и подумайте, сможете ли вы достаточно раскрыть ее смысл.

Помните: тема сочинения не должна повторять формулировку тематического направления, она должна быть самобытной, оригинальной по замыслу, соответствующей вашим целям, даже если в качестве темы вы выбираете цитату.

Например: формулировки «Увидеть небо» или «Через тернии к звездам» сами по себе не оригинальны и не самостоятельны, но первая работа представляет собою оригинальное прочтение басни И.А. Крылова «Свинья под дубом», а вторая – рассказ о том, как шли к своей цели основоположники отечественной космонавтики. Примеры удачных формулировок тем сочинений победителей ВКС 2018 года: «Корабли солнечного круга» (эссе о творчестве В. Крапивина); «Два крыла моей души» (автор эссе – носитель двух языков – русского и нанайского

– размышляет о том, что значит понятие «родной язык»); «Учусь слушать мир» (повествование о роли волонтерской деятельности в становлении личности автора работы, написанное в форме

дневника); «Внучка по переписке» (рассказ о заочной дружбе московской школьницы и

одинокого пожилого человека, живущего в глубинке в доме престарелых); «Дама с птицами» (рассказ, основанный на биографии балерины Ольги Судейкиной); «Пароль –отзыв» (эссе об экологии языка и значении литературного слова в духовной жизни современной молодежи); «Я верю» (оригинальное прочтение «Слова о полку Игореве» в контексте тематического направления, посвященного Году единства народов России); «У каждого свой сад» (эссе, написанное в форме диалога, об особенностях художественного стиля русских писателей).

Выбор жанра сочинения должен быть обусловлен вашим коммуникативным замыслом: хотите вы рассказать о каком-то событии, «нарисовать» в воображении читателя картину, поразмышлять о проблеме, поделиться впечатлениями от прочитанного или увиденного –всем этим замыслам соответствуют разные жанры.

Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия. Напоминаем вам главные признаки этих жанров:

· рассказ – небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию;

· сказка – эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы;

· письмо – эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого - либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому -либо факту или явлению действительности;

· дневник – форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора;

· заочная экскурсия – 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая - либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому - либо историко - культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения;

· очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры;

· репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком - либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж);

· интервью – жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики;

· слово литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико - публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением;

· эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Выбор темы эссе определяется личным интересом автора;

· рецензия критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения – художественного, научного, публицистического характера и т. п., – дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому - либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению.

Все конкурсные работы проверяются на плагиат, поэтому не списывайте, пожалуйста, чужие работы. Если в своем сочинении вы используете цитаты из других текстов, то оформляйте их в кавычки и указывайте названия источников.

Советуем вам познакомиться с работами победителей конкурса 2015-2018гг., которые опубликованы в сборниках и на сайте ВКС. Проанализируйте их, отметьте их слабые и сильные, с вашей точки зрения, стороны, но не старайтесь копировать их, не заимствуйте из них сюжеты, образы, обороты речи. Пусть ваша работа будет только вашей, неповторимой, уникальной.

Объем конкурсной работы не регламентируется, однако можно рекомендовать ориентировать на следующие показатели:

-обучающиеся 4 –5 классов – 1-3 стр.;

-обучающиеся 6 –7 классов –2-4 стр.;

-обучающиеся 8 –9 классов –3-5 стр.;

-обучающиеся 10 –11 классов и обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования) –4-6 стр.

Вы можете проиллюстрировать свою конкурсную работу, но помните, что иллюстрации должны быть связаны с ее содержанием.

Конкурсную работу следует писать шариковой или гелевой ручкой черного или темно-синего цвета, чтобы текст был хорошо виден и понятен членам жюри, которые будут читать сканированную копию сочинения.

Обязательно оставляйте по краям листа чистые поля. Постарайтесь, пожалуйста, писать разборчивым почерком!

Работы, присланные вами сразу на федеральный этап, не принимаются.

На федеральный (заключительный) этап Конкурса принимаются только работы участников –

победителей регионального этапа (максимум 5 работ от региона, по 1 работе от каждой возрастной группы).

 

V. Критерии и порядок оценивания конкурсных сочинений

 

Оценивание конкурсных сочинений осуществляется по следующим критериям:

1)      содержание сочинения:

соответствие сочинения выбранному тематическому направлению;

формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность);

соответствие содержания конкурсного сочинения выбранной теме;

полнота раскрытия темы сочинения;

оригинальность авторского замысла;

корректное использование литературного, исторического, фактического (в том числе биографического), научного и другого материала;

соответствие содержание конкурсного сочинения выбранному жанру;

воплощенность идейного замысла;

2)      жанровое и языковое своеобразие сочинения;

наличие в сочинении признаков выбранного жанра;

цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения;

богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций;

точность, ясность и выразительность речи;

целесообразность использование языковых средств;

стилевое единство;

3)      грамотность сочинения;

соблюдение орфографических норм русского языка;

соблюдение пунктуационных норм русского языка;

соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).

Дополнительно оцениваются конкурсные сочинения по критерию «Общее читательское восприятие текста сочинения»

Оценка по каждому показателю выставляется по шкале 0-3 балла.

 

VI. Определение победителей и подведение итогов Конкурса

 

Призеры и победители регионального этапа Конкурса определяются на основании результатов оценивания конкурсных сочинений жюри регионального этапа Конкурса. Результаты оценивания оформляются в виде рейтингового списка участников Конкурса.

Списки призеров и победителей регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений среди обучающихся образовательных организаций «Без срока давности» размещаются на сайте ГАУ «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии.

Победители (1 место) и  призёры (2 и 3 места) Конкурса  в каждой номинации и возрастной группе награждаются дипломами. Все участники Конкурса получают сертификаты. Работа победителя направляется для участия федерадьного этапа Конкурса.

 

8(8352) 58–56–30 – Волкова Вера Александровна.

E-mail: etker-kray@yandex.ru

* 428018, г. Чебоксары, ул. Афанасьева, д. 13, ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии, каб. №8.