Положение о школьной библиотеке

Утверждаю   

                                                                                             Директор МБОУ «Эльбарусовская СОШ»

 

-------------------------------- Д.А.Ефимов

 

Положение о школьной библиотеке

1.Общие положения.

1.Школьная библиотека МОУ «Эльбарусовская СОШ» Мриинско-Посадского района Чувашской Республики (далее – Библиотека) является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными

ресурсами.    

2. Деятельность Библиотеки  отражается в Уставе школы. Обеспеченность Библиотеки учебными, методическими  и справочными документами учитывается при  лицензировании школы.

3. Цели Библиотеки: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.  Их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ (воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни).

4. Деятельность Библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их представления определяются настоящим Положением  и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы.

6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания Библиотеки.

7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

2.Основные задачи.

8.   Основными задачами Библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся и другим пользователям – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых Библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды

3. Основные функции

9.  Для реализации основных задач Библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-поупулярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;

- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебой, самообразовательной и досуговой деятельности;

- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

- содействует  членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов,CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

г) воспитывает  работу с книгой в группах продленного дня, в классах;

- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;

- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций);

-содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся;

- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

-консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

4.Организация деятельности библиотеки

10. Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу ОО и МП администрации Мариинско-Посадского района.

11. Структура Библиотеки, помимо традиционных зон (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини - издательский комплекс, множительную технику и др.

12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы Библиотеки.

13. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется Уставом школы.

 

 

14. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

15.Директор школы создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества Библиотеки.

16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда Библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности Библиотеки несет директор в соответствии с Уставом школы.

17.  Режим работы Библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

- одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

- не менее одного раза в месяц - методического дня.

18. В целях обеспечения модернизации Библиотеки в условиях  информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает Библиотеку:

- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой Библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров  (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПина;

- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования Библиотеки;

- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

5.Управление. Штаты

19. Управление Библиотеки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом .

20. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

21. Руководство Библиотекой осуществляет заведующей библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности Библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.

22.Заведующий Библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива   и входит в состав педагогического совета школы. 

23. Заведующий Библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

- положение о школьной библиотеке, правила пользования библиотекой;

-  структуру и штатного расписания Библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ;

- положение о платных услугах Библиотеки;

- планово-отчетную документацию;

24.  Методическое сопровождение деятельности Библиотеки обеспечивает специалист

 (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам ОО и МП администрация Мариинско-Посадского района.

 

 

25.  Трудовые отношения работников Библиотеки и администрация учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

6. Права и обязанности библиотеки

26.Права  работников Библиотеки:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии  с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения.

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры.

в) определять источники комплектования информационных ресурсов.

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда.

д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с управлением совета школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);

ж) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск до 12 рабочих дней в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами;

з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

и) на оплату стимулирующей части заработной платы за качественно выполненную работу.

27. Обязанности работников Библиотеки:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения.

и) повышать квалификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Права и обязанности пользователей школьной библиотеки

33. Пользователи школьной библиотеки имеют право:

а)  получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресур­сах и предоставляемых школьной библиотекой услугах;

б)  пользоваться справочно-библиографиче­ским аппаратом школьной библиотеки.

в)  получать консультационную помощь в по­иске и выборе источников информации;

г)  получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные изда­ния, аудиовизуальные документы и другие ис­точники информации;

д)  продлевать срок пользования документами;

е)  получать тематические, фактографичес­кие, уточняющие и библиографические справки на основе фонда школьной библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в ра­боте с информацией на нетрадиционных носи­телях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з)  участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;

и) пользоваться платными услугами, предо­ставляемыми школьной библиотекой, согласно Уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденному директором школы;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

34.    Пользователи школьной библиотеки обязаны:

а)  соблюдать правила пользования школьной библио­текой;

б)  бережно относиться к произведениям пе­чати (не вырывать, не загибать страниц, не де­лать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудо­ванию, инвентарю;

в)  поддерживать порядок расстановки доку­ментов в открытом доступе школьной библиотеки, распо­ложения карточек в каталогах и картотеках;

г)  пользоваться ценными и справочными документами только в помещении школьной библиотеки;

д)  убедиться при получении документов в от­сутствии дефектов, а при обнаружении проин­формировать об этом работника школьной библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний поль­зователь;

е)  расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов);

ж) возвращать документы в школьную библиотеку в ус­тановленные сроки;

з)  заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установлен­ном правилами пользования школьной библиотекой;

и) полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

35.    Порядок пользования школьной библиотекой:

а)  запись обучающихся в школьную библиотеку производится по спи­сочному составу класса в индивидуальном поряд­ке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных закон­ных представителей) обучающихся — по паспорту;

б)  перерегистрация пользователей школьной библио­теки производится ежегодно;

в)  документом, подтверждающим право пользования школьной библиотекой, является читатель­ский формуляр;

в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда школьной библиотеки и их возвращения в школьную библиотеку.

36.    Порядок пользования абонементом:

а)  пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух до­кументов одновременно;

б)  максимальные сроки пользования доку­ментами:

   учебники, учебные пособия — учебный год;

   научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;

   периодические издания, издания повы­шенного спроса — 15 дней;

в)  пользователи могут продлить срок пользо­вания документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

37.    Порядок пользования читальным залом:

а)  документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, цен­ные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в чи­тальном зале;

38.    Порядок работы с компьютером, распо­ложенным в школьной библиотеке:

а)  работа с компьютером участников образо­вательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника школьной библиотеки;

б)  разрешается работа за одним персональ­ным компьютером не более двух человек одно­временно;

в)  пользователь имеет право работать с не­традиционным носителем информации после предварительного тестирования его работни­ком школьной библиотеки;

г)  по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику школьной библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

д)  работа с компьютером производится со­гласно утвержденным санитарно-гигиеничес­ким требованиям.